Глобальная слежка сегодня в тренде. Громкие утечки информации от бывших сотрудников АНБ наряду со шпионскими скандалами вдохнули жизнь в скучную повестку дня конспирологов, теперь имеющих полное право заявить: “А мы же вам говорили”. И пока одни в панике возмущаются тем, как всемогущие правительства и зловещие корпорации “оцифровывают” человечество, другие не обращают на это внимание и, кажется, готовы за ненадобностью вовсе отказаться от права на частную жизнь.
Так имеет ли конфиденциальная информация хоть малейшую ценность или важность неприкосновенности личных данных сильно преувеличена? И зачем вообще подобную информацию собирают правительственные и коммерческие структуры во всем мире? Давайте разберемся в ситуации на реальном примере.
Этот набор дат, цифр и символов — часть подробнейшего отчета немецкого сотового оператора Deutsche Telekom о жизни политика и гражданского активиста Мальте Шпитца за полгода. Как видите, любая активность обычного человека вполне укладывается в формат таблицы Exсel, а 6 месяцев из жизни Мальте заняли всего лишь 30832 текстовых строки. После визуализации сухих данных картина стала еще более изумительной — в отчете отображена полная картина жизни человека. Все перемещения по стране и за ее пределами, звонки, SMS, активность в интернете — от заботливого взгляда мобильного провайдера не скрыть ничего.
Для примера, так выглядели результаты многолетней слежки за человеком в Штази — службе государственной безопасности ГДР. Годы наружного наблюдения и оперативной разработки легко размещались на доске с несколькими десятками бумажных стикеров. В то время как сегодня, все данные о наших перемещениях и социальной активности легко добываются в автоматическом режиме при помощи мобильных телефонов, без привлечения секретных агентов в темных плащах и черных очках.
Есть одна легендарная цитата — “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Именно в ней кроется причина массовой слежки и сбора конфиденциальных данных. Любой массив информации можно трансформировать в ту или иную выгоду. Правительства желают иметь полную информацию о своих гражданах в целях безопасности. Подробное досье о себе и близких, которое мы предоставляем при оформлении бонусной карты в гипермаркетах, позволяет торговым сетям оптимизировать свой бизнес. А рекламные компании готовы отдать все за данные о наших перемещениях для повышения эффективности таргетированной рекламы. В общем, как обычно — ничего личного, только бизнес.
Подробнее о громких случаях слежки и их причинах — смотрите в видеоролике с конференции TED